13. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
На автомобилях Камаз-65115, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 фирмы "ZAHNRADFABRIK" (Германия).
коробка передач модели 142— механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора; модели 152— десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Управление коробками передач моделей 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.
коробка передач модели 161 – механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.
На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.
коробка передач модели ZF- 9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.
Передаточные числа передач | |||||||||||
Модель |
передача |
С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
R |
142 |
|
- |
6,38 |
3,29 |
2,04 |
1,25 |
0,815 |
- |
- |
- |
6,02 |
152 |
L |
- |
7,82 |
4,03 |
2,50 |
1,53 |
1,0 |
- |
- |
- |
7,38 |
S |
- |
6,38 |
3,29 |
2,04 |
1,25 |
0,815 |
- |
- |
- |
6,02 | |
161 |
|
- |
8,39 |
5,50 |
3,93 |
2,87 |
2,12 |
1,40 |
1,0 |
0,73 |
11,01 |
ZF-9S109 |
|
10,24 |
6,576 |
4,78 |
3,531 |
2,61 |
1,86 |
1,35 |
1,0 |
0,74 |
9,44 |
L – низшая передача в делителе; R – задний ход;
S – высшая передача в делителе; С – пониженная передача
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152, проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
— ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винти контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
— вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 изатяните стяжные болты 5;
— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
— выверните установочный винт 2(см. рис.Установочный винт и контргайка) на 31 мм и застопорите его контргайкой.
Зазор в клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:
— снимите резиновый пылепредохранитель 1 (см. рис. Привод сцепления);
— плавно нажмите педаль сцепления до упора;
— щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.
При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2…0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.
При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор (флажок) 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
—снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
—нажмите до упора педаль сцепления;
—передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач раздел «Эксплуатация автомобиля Камаз-65115») из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода—- 16,5...19.0 мм.
Привод управления механизмом переключения передач
1 - рычаг переключения передач;
2 - опора рычага переключения передач;
3 - тяга;
4 - стержень;
5 - рычаг;
6 - кронштейн реактивной штанги;
7 - тяга реактивная;
8 - кожух защитный;
9 - хвостовик;
10 - гайка.
Регулируйте ход рычага в следующем порядке:
— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
— установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
— нажмите педаль сцепления до упора;
— вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на '/.4 оборота и застопорите контргайкой 4;
— установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2так же, как был ввернут задний винт.
Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161и ZF-9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
– зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;
– установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40...50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;
— удалите технологический стержень;
— отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.
Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154
Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.
Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109).
ЗАМЕНА МАСЛА
Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для коробок моделей 152 и 142 — вывернув пробки 1, 3, 4на автомобиле Камаз-65115 с делителем (1 и 4 —без делителя); для коробки модели 161 — вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера; для модели ZF- 9S109 – вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.
Неисправность |
Возможная причина |
Способ устранения |
Затруднено включение передач в коробке |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
Отрегулируйте привод сцепления |
Самовыключение передач в делителе |
Нарушена регулировка хода рычага делителя |
Отрегулируйте ход рычага |
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля Камаз-65115 |
Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода |
Отрегулируйте привод или подтяните крепления рычагов |
Не включаются передачи в делителе |
Нарушена регулировка зазора в клапане включения делителя |
Отрегулируйте зазор |