22. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

 

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов, отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и стеклоочистки, включения блокировки дифференциала и заднего противотуманного фонаря. Габаритные фонари установлены на крыше кабины. Фонари автопоезда устанавливаются на крыше автомобиля Камаз-65115, предназначенного для эксплуатации в составе автопоезда. На задней поперечине рамы установлен задний противотуманный фонарь.

На вкладыше приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля Камаз-65115.

Аккумуляторные батареи:две, 6СТ-190ТМ или 6СТ-190А, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 А×ч, заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты — электролитом.

Плотность заправляемого электролита в батареях подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

В процессе эксплуатации разряженность батарей можно определить по плотности электролита, пользуясь таблицей. Батареи, разряженные на 50 % (в холодный период времени на 25 %), эксплуатировать нельзя. Такие батареи снимите с автомобиля Камаз-65115 на подзарядку.

Уровень электролита должен доходить до нижней кромки заливной горловины в каждом аккумуляторе. Если уровень ниже нормального, то восстановите его доливкой дистиллированной воды.

В холодный период времени года воду доливайте непосредственно перед пуском двигателя. Это позволит избежать замерзания воды.

Если Вы уверены, что уровень понизился из-за выплескивания или утечки электролита из аккумуляторов, то восстановите уровень доливкой электролита той же плотности, что в аккумуляторах.

В жаркий период времени проверяйте уровень электролита чаще, чем обычно.

Наблюдая за изменением уровня электролита, если нет его утечки, можно ориентировочно судить о зарядном напряжении генератора.

Если полностью отсутствует расход воды, то это верный признак пониженного зарядного напряжения, аккумуляторы постоянно недозаряжены.

Если же расход воды очень большой, то идет значительный перезаряд, в результате уменьшается срок службы аккумуляторов.

Для хранения снимите аккумуляторные батареи с автомобиля Камаз-65115 (если эксплуатация автомобиля Камаз-65115 прекращается более чем на 1 месяц), полностью зарядите и держите, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше О°С. Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30 °С.

Не храните батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте плотность электролита и, при необходимости, подзаряжайте батареи.

 

Плотность электролита при 25 °С, г/см3

 

Климат

Плотность электролита в батареях

заряженных

разряженных на 25%

разряженных на 50%

Умеренный

1.28

1,24

1,20

Тропический

1,22

1,18

1,14

 

 

Стартер СТ 142-Б1 или 5652.3708, мощностью 8,2 кВт (11,15 л. с.) с дистанционным управлением.

Генераторная установка:

 - типа Г 273-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком БПВ 24-45 и интегральным регулятором напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 800 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А.

 - типа 6582.3701, с встроенным интегральным регулятором напряжения Я 120-М-1, номинальная мощность 2000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 72 А.

 

Предупреждения:

 

1. Не подсоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2. Не проверяйте исправность генератора замыканием выводов «+», «В» и «0» »(для типов Г 273-В и 6582.3701) или«+», «Ш» и  «-» (для типа 6562.3701) перемычками на массу и между собой.

3. Не соединяйте вывод «Ш» щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами «0» , «+» и «В» (для типов Г 273-В и 6582.3701) или«+» (для типа 6562.370).  Это ведет к выходу из строя регулятора.

4. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при неотключенном генераторе.

5. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключите батареи от сети автомобиля Камаз-65115.

6. При мойке двигателя защищайте генератор от попадания на него воды.

 

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполняйте следующим образом:

 

для двигателей модели 740.30-260:

 

- ослабьте болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного (см. рис. Натяжениеремняпривода генератора и водяного насоса для двигателей 740.30-260);

- перемещением  гайки 6 обеспечьте необходимое натяжение поликлинового ремня, гайкой 7 зафиксируйте положение генератора;

- затяните болты 5, 8 и 11, затяните гайку 10.

правильно натянутый ремень  при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб  6…10 мм.

 

 

Для двигателей остальных моделей:

- ослабьте гайки болтов крепления передней и задней лап генератора, болт крепления планки генератора и болт (см. рис. Натяжениеремнейпривода генератора и водяного насоса);

- отклонив генератор вверх, обеспечьте номинальное натяжение ремней, затяните болт (регулировочный), болт крепления планки генератора и гайки болтов крепления передней и задней лап генератора.

Натяжение ремнейдолжно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15—22 мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс). При выходе из строя одного из ремней заменяйте оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

 

 

Для регулирования ближнего света фар установите автомобиль Камаз-65115 (без нагрузки с номинальным давлением в шинах) перпендикулярно экрану (см. рисунок) так, чтобы плоскость симметрии автомобиля Камаз-65115 совпадала с линией III на экране, на равном расстоянии от которой должны быть линии II и VI, расстояние между которыми равно расстоянию между центрами регулируемых фар. Расстояние L от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар должно быть в пределах от 10 до 5 м, а расстояние Н —от 150 до 75 мм (для фар в буфере) и  от 250 до 125 мм (для фар в кабине) согласно таблицам, приведенным в соответствующих рисунках (см. рис. Фара головного света в буфере  и  Фара головного света в кабине).   Включите ближний свет фар и установите световое пятно так, чтобы верхняя горизонтальная граница света проходила по линии А-А, проходящей на расстоянии H  ниже линии I высоты центров фар, а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линий II и IV c линией А-А.

 

 

Направление света регулируйте винтами вертикального и горизонтального регулирования.

 

 

 

 

 

L (м)

Н (мм)

10±0,05

150

7,5±0,03

112,5

5±0,025

75

 

 

 

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

 

Если перестал работать какой-либо потребитель, то прежде всего определите исправность его предохранителя. Если предохранитель сработал, то определите в цепи место короткого замыкания проводов на массу автомобиля Камаз-65115. Проверяйте цепь по направлению от предохранителя к потребителю. Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. После устранения короткого замыкания замените предохранители.

Возможен также обрыв в цепи. Место обрыва ищите как обычно, методом шунтирования или контрольной лампой, питаемой напряжением не более 36 В, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с массой. Устраняя обрыв проводов, сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или заменяйте их новыми соответствующего сечения и длины, затем изолируйте.

При замене перегоревших ламп учитывайте их тип и мощность, которые указаны в таблице применяемых в автомобиле Камаз-65115 ламп.

Во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности рассоединять штекерные соединения.

 

 

Таблица применяемых в автомобиле Камаз-65115 ламп

Применение

Тип лампы

Мощность, Вт

Фары головного света:

 

 

лампа ближнего и дальнего света

АКГ24-75-70-1(Н4)

75-70

лампа габаритного света

АМН-24-4

4

Противотуманные фары

АКГ24-70

70

Задние фонари:

 

 

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

сигналы торможения

А24-21-3

21

Передние фонари:

 

 

габаритные огни

А24-5-1

5

указатели поворота

А24-21-3

21

Фонарь заднего хода

А24-21-3

21

Фонари автопоезда

А24-5-1

5

Плафон освещения кабины

А24-5-1

5

Плафон вещевого ящика

АС24-5-1

5

Лампы освещения приборов

А24-5-1

5

Подкапотная лампа

А24-21-3

21

Переносная лампа

А24-21-3

21

Боковые повторители указателей поворота

А24-5-1

5

Контрольная лампа падения давления в системе смазки

А24-2

2

Контрольная лампа расхода топлива

А24-2

2

Контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости

А24-2

2

Контрольная лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3

Задний контурный фонарь

А24-5-1

5

Боковой габаритный фонарь

Светодиоды

1,6

Задний противотуманный фонарь

А24-21-3

21

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

Неисправность

Возможная причина

Метод устранения

Отсутствие заряда аккумуляторных батарей

Ослабление натяжения приводных ремней

Отрегулируйте натяжение ремней

Обрыв в цепи возбуждения генератора

Устраните обрыв

Повышенный шум при работе генератора

Ослабление крепления шкива

Подтяните крепление

Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)

Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания стартера

Восстановите контакт

Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)

Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля Камаз-65115

Обеспечьте надежность соединения

Применение моторного масла, не соответствующего сезону, в холодный период времени года

Замените моторное масло

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика

Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера

Восстановите контакт

Лампа не горит

Стряхивание или перегорание нити накала

Замените лампу

Обрыв цепи питания:

- сработал предохранитель;

- отсутствует контакт в штекерных соединениях;

- поломка переключателя

Устраните короткое замыкание, - замените предохранитель;

- восстановите контакт;

- устраните неисправность

 

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры

 

 

 

 

Загрязнился рассеиватель или отражатель

Протрите рассеиватель, промойте отражатель

 

 

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала

Замените лампу

 

 

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

Восстановите контакт

 

 

При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправен предохранитель

Замените предохранитель

 

 

 

 

Обрыв в цепи питания

Устраните обрыв

 

 

Отклонение стрелки прибора влево от нуля

Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Устраните обрыв

 

 

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Устраните обрыв

 

 

Нет контакта в цепи питания

Восстановите контакт

 

 

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Устраните замыкание

 

 

 

 

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Отрегулируйте сигналы