РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  РЕЖИМЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ

 

1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже 1200-1600 мин-1.

2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАЙТЕ длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.

При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600 мин-1.

3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработайте не менее трех минут в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.

Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

 

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА

 

Для двигателей моделей 7403.10, 740.11, 740.14:

 

1.      Выключите подачу топлива.

 

 

 

 

2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток (см. рисунки ) на корпусах топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.

3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке).

4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации (см. рис: Фиксатор маховика). Если в этот момент все метки совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.

5. Если метки не совместятся:

 

 

 

 

 

 

- ослабьте верхний болт ведомой полумуфты привода, проверните маховик по ходу вращения (против часовой стрелки), ослабьте второй болт;

- опустите фиксатор и поверните маховик по ходу вращения до фиксации;

- медленно проворачивайте муфту за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до совмещения меток. Закрепите верхний болт полумуфты привода, поднимите фиксатор, проверните маховик и закрепите второй болт.

Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п.п. 3 и 4.

 

Для двигателей моделей 7403.10, 740.11, 740.14:

 

 

1.   Выключите подачу топлива.

 

 

 

 

 

2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения указателя на корпусе ТНВД и метки на фланце ведомой полумуфты (см. рис. Установка угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.13-260 и 740.30-260).

3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

4. Опустите фиксатор маховика в глубокий паз и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации (см. рис. Фиксатор маховика). Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.

5. Если указатель и метка не совместятся:

- ослабьте болты ведомой полумуфты привода;

- разверните фланец ведомой полумуфты привода ТНВД в направлении, обратном ее вращению до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение вала ТНВД правое, т.е по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода насоса);

- медленно поворачивайте фланец ведомой полумуфты в направлении вращения привода ТНВД до совмещения  указателя на корпусе ТНВД с меткой на фланце ведомой полумуфты. Закрепите болты ведомой полумуфты привода, поднимите фиксатор.

6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п.п. 3 и 4.

 

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Проверяйте тепловые зазоры на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин. после останова в таком порядке:

1. Выключите подачу топлива.

2. Снимите крышки головок цилиндров, не повредив прокладки.

2.      Проверьтезатяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186— 206 Н- м (19—21 кгс- м) проверяйте в порядке возрастания номеров от 1 к  4 ( см. рис. Последовательность проверки затяжки болтов головки блока), при необходимости подтяните.

 

 

 

 

 

4. Оттяните фиксатор, смонтированный на картере маховика, поверните его на 90° и установите в нижнее положение.

5. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком).

6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом для двигателей моделей 7403.10, 740.11, 740.14 метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см. рис. Установка угла опережения впрыска топлива на двигателе 7403.10 и Установка угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.11-240 и 740.13-260); для двигателей моделей 740.13, 740.30 указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать ( Установка угла опережения впрыскивания топлива на двигателе 740.13-260 и 740-30-260). Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре.

7. Если вышеперечисленные в п. 6 совпадений не проиходит, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор, преодолев усилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение. поверните коленчатый вал на угол 60°, установив еготем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).

 8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2—53 Н м (4,2—5,4кгс м); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилинд­ров. Если они не укладываются в указанные выше пре-делы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулиро­вочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

 

 

 

 

 

 

9. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора (см. рис. Проверка зазора клапана). Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров - впускные,  а левого – выпускные). Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33—41 Н м (3,4—4,2 кгс м).

10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180о.

11. Пустите двигатель и послушайте его работу. При правильно отрегулированных зазорахне должно быть стука в механизме газораспределения.

12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.

 

РЕЖИМ РАБОТЫ ГИДРОМУФТЫ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА

 

Включатель гидромуфты обеспечивает три режима работы:

 

 

 

 

 

1. Автоматический (положение А)— вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С.

2. Вентилятор отключен (положение 0}. При этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты.

3. Вентилятор включен постоянно (положение П)При этом вентилятор вращаетсяпостоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала, независимо от температуры охлаждающей жидкости. Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в положение П и при первой возможности устраните неисправность включателя.

На автомобилях Камаз-65115, укомплектованных двигателями моделей 740.30 и 740.14, применяется вентилятор с вязкостной муфтой привода, которая размещается в ступице вентилятора.

Включение вентилятора происходит автоматически придостижении температуры воздуха на выходе из вентилятора 61-67°С. Отключение воздуха происходит при понижении температуры воздуха до 40…45°С.

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ

 

Очищайте фильтрующий элемент воздухоочистителя продувкой или промывкой не более шести раз.

 

 

 

 

 

Продувка целесообразна в случае загрязнения фильтрующего картона пылью без сажи. Продуйте фильтрующий элемент сухим сжатым воздухом (см. рис. Продувка фильтрующего элемента) под давлением не более 300кПа (3 кгс/ см2) до полного удаления пыли. При наличии налета пыли на внутренней стороне фильтрующего элемента, а также при наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените фильтрующий элемент.

Промывка (не более трех раз), применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом. топливом.

 

Промывайте (см. рис. Промывка фильтрующего элемента) фильтрующий элемент 25—30 мин в теплом (40— 50 °С) водном растворе моющих средств, приготовленном из расчета 10—25 г бытового стирального порошка на 1 л воды. Окончательно промойте фильтрующий элемент в чистой воде и просушите его горячим (не более 50 °С) воздухом.

 

 

 

 

 

 

Проверяйте герметичность впускного тракта от воздухоочистителя к двигателю при помощи заглушки (см. рис. Проверка герметичности воздушного тракта). в таком порядке:

1. Установите корпус 8 заглушки в корпус 4 воздухоочистителя и закрепите гайкой, используя плоскую шайбу с паронитовой или резиновой прокладкой 7.

2. Разместите дымообразующий материал, например, промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и подожгите ее, с началом интенсивного дымообразования вставьте скобу в горловину и плотно закройте крышкой 6. Заполните систему воздухом.

 

 

 

 

 

3. Источником сжатого воздуха могутслужить ручной шинный насос, пневмосистема автомобиля Камаз-65115или промышленная сетьсжатого воздуха с давлением, не превышающим 0,8 МПа (8 кгс/см3).Сжатый воздух из ресивера автомобиля Камаз-65115 или промышленной сети подводится через соединительныйпатрубок 3 и регулятор 2 давления,которыйавтоматически понижает давление до0,01—0,02 МПа (0.1—0,2 кгс/см').

4. При отборе сжатого воздуха от ресиверов автомобиля Камаз-65115КАМАЗ можно использовать шланг для накачки шин,который подсоединяется к регулятору давления.Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз.

Очистку бункера проводите по показаниям индикатора или контрольной лампы засоренности воздухоочистителя (см. рис. Кабина или Щиток приборов), в зависимости от типа датчика (механический или электрический).

Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка предочистителя в воздухоочиститель.

Для восстановления работоспособности предочистителя снимите его с фильтрующего элемента и выстирайте в теплом (40—50 °С) водном растворе нейтральных моющих средств с последующим прополаскиванием в чистой воде. Сушите воздухом с температурой не выше 60 °С.

При температуре окружающего воздуха выше О °С допускается установка влажного предочистителя, при этом частота вращения коленчатого вала двигателя в течение 10—15 мин не должна превышать 1000 мин-1.

Очищайте запыленный предочиститель, без копоти и сажи, встряхиванием или продувкой сжатым воздухом.

 

ЗАМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ОЧИСТКИ МАСЛА

 

Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при сервисе 2 или по сигналу индикатора засоренности в таком порядке:

 

Для двигателей 7403.10

 

1.      Выверните пробки 1 (см. рис. Фильтр очистки масла) сливных отверстий и слейте масло.

 

2. Выверните болты 2 крепления колпаков фильтра и снимите колпаки вместе с элементами.

 

 

 

 

 

3. Выньте фильтрующие элементы.

4 Промойте колпаки фильтра дизельным топливо(см. рис. Фильтр масляный с теплообменником).

5. Замените фильтрующие элементы и прокладки колпаков, залейте в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла и соберите фильтр.

 

Для двигателей моделей 740.11,: 740.13, 740.14, 740.30:

 

1. Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость;

2. Отверните колпаки "от руки" или специальным ключом за ребра, или ключом S=27 за бобышку;

3. Выньте элементы из колпаков;

4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;

 

 

 

 

 

5. Установите новые фильтроэлементы: полнопоточный - в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые); рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы:, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части. Далее залейте в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла, и, завернув  колпаки в корпус ключом моментом 50-60 Н.м (5-6 кгс.м), соберите фильтр.

 

Для двигателей  любых моделей

 

6. Долейте масло до отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверка уровня масла в картере двигателя) через маслозаливную горловину.

7. Проверьте, нет ли течи масла по колпакам при работающем двигателе (для 7403.10-260). При обнаружении подтекания подтяните колпаки.

Если течь по уплотнению колпаков не устраняется, замените уплотнительные прокладки между колпаком и корпусом фильтра.

 

8. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин на малой частоте вращения, после останова двигателя: через 4—5 мин долейте масло до отметки «В».

 

 

 

ПРОМЫВКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФИЛЬТРА

 

Промывайте ротор центробежного фильтра при замене масла в системе смазки (для двигателя 7403.10) в таком порядке:

1. Отверните гайку колпака фильтра и снимите колпак.

2. Поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы  вошли в отверстия ротора.

3. Отверните гайку крепления колпака ротора, снимите его.

4. Проверьте затяжку гайки крепления ротора на оси. Момент затяжки гайки 80—90 Н м (8—9 кгс м), при обслуживании ротор не снимайте.

5. Удалите осадок из колпака ротора и промойте его дизельным топливом.

6. Проверьте состояние уплотнительного кольца колпака ротора, при необходимости замените кольцо. Установите колпак, совместив метки на роторе и колпаке. Затяните гайку колпака ротора, обеспечив момент затяжки 20—30 Н м (2-3 кгс. м).

7. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства и проверьте вращение ротора на оси: ротор должен вращаться легко, без заеданий. Затяните гайку колпака, обеспечив момент затяжки 20-30 Нм (2-3 кгс. м).

 

ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ

 

Проверяйте через 4—5 мин после останова двигателя. Уровень масла должен быть около отметки «В» измерительного щупа (см. рис. Проверка уровня масла в картере двигателя). При необходимости долейте масло до отметки «В» через маслозаливную горловину, очистив ее.

 

ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

 

1.Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70—90 °С, остановите двигатель и слейте масло, вывернув из картера пробку 1 (см. рис. Пробка слива масла) сливного отверстия.

2.Замените фильтрующие элементы фильтра очистки масла.

3. Промойте ротор центробежного фильтра очистки масла.

 

 

 

 

 

 

4. Залейте масло через маслозаливную горловину в картер двигателя до отметки «В» на измерительном щупе.

5. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин на минимальных оборотах холостого хода.

6. Остановите двигатель и через 4—5 мин долейте масло до отметки «В».

 

 

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

 

 

 

 

 

Уровень проверяйте на холодном двигателе, визуально, ориентируясь на метки на бачке min-max. Оптимальное положение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) посередине между min и max, что соответствует объему жидкости, равному примерно 0,5 объема бачка. При необходимости снимите пробку и долейте ОЖ.

Неисправные клапаны и прокладки пробки бачка, течи в соединениях системы охлаждения  и недостаточный уровень охлаждающей жидкости приводят к кавитационному разрушению жидкостного насоса и блока.

При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно в системе охлаждения добавить чистую воду, но при первой же возможности выполните ремонт системы и замените охлаждающую жидкость.

 

 

Возможные неисправности двигателя и способы их устранения

 

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается

Отсутствие топлива в баке

Заполните топливный бак, прокачать систему питания топливом

Наличие воздуха в системе питания топливом

Устраните негерметичность, прокачайте систему

Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива

Отрегулируйте угол

Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака

Осторожно  прогрейте топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева

Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление

Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборника

Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака

Недостаточная подача топлива

Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, промойте фильтр грубой очистки, подтяните соединения в топливных трубках

Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива

Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива

Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки

Промойте форсунку, проверьте и при необходимости отрегулируйте, при необходимости замените распылители форсунок

Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала)

Проверьте и отрегулируйте привод регулятора

Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения

Отрегулируйте зазоры

Ослабление крепления трубки высокого давления

Подтяните гайку крепления трубки

Загустевание топлива (в холодный период времени)

Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, замените топливо на соответствующее сезону; прокачайте систему питания топливом

Низкое давление нагнетаемого воздуха:

- утечка воздуха через соединения впускного тракта (тройник – турбокомпрессор - патрубок впускной - коллектор впускной - патрубок объединительный - коллектор впускной - головки цилиндров);

- прорыв газов в соединениях выпускного тракта  (головки цилиндров - коллектор выпускной -  патрубок выпускной - корпус турбины);

 - заедание ротора турбокомпрессора;

- загрязнение выпускного и впускного трактов, проточных частей компрессора и турбины

 

Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки, соединительные шланги

 

 

 

Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки

 

Замените турбокомпрессор

Очистите трубопроводы, снимите турбокомпрессор и удалите отложения с проточных частей

Посторонний шум в турбокомпрессоре

Задевание ротора о корпусные детали

Подтяните болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверьте отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях; при задеваниях ротора замените турбокомпрессор. Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания

Высокочастотный шум (свист)

Нарушена герметичность впускного тракта двигателя

Подтяните болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости замените прокладки

Повышенный расход масла

Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода

Без необходимости не работайте на оборотах холостого хода двигателя

Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора

Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и уплотнительные резиновые кольца

Утечки масла через неплотности в смазочной системе

Проверьте состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок

Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника

Проведите обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака

Понижение давления в смазочной системе

Неисправность указателя или датчика давления масла

Проверьте исправность указателя или датчика давления масла

Низкий уровень масла в масляном картере

Проверьте и при необходимости долейте масло до отметки «В»

Применение масла не соответствующей вязкости

Замените масло на соответствующее химмотологической карте

Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра

Замените фильтрующие элементы

Засорение заборника масляного насоса

Промойте заборник

Высокая температура масла (более 115°С)

Проверьте работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости замените термосиловой датчик

Стук при работе двигателя

Раннее впрыскивание топлива в цилиндры

Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива

Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения

Отрегулируйте зазоры

Повышенная температура жидкости в системе охлаждения

Неисправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверьте исправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости

Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяного насоса

Натяните или замените ремни

Неисправность термостатов

Замените термостаты

Загрязнение сердцевины радиатора

Очистите от грязи сердцевину радиатора

Повышенный расход охлаждающей жидкости

Повреждение радиатора

Устраните повреждение или замените радиатор

Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса

Замените торцовое уплотнение