8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Камаз-65115

 

РАСКОНСЕРВАЦИЯ

 

Работу по расконсервации автомобиля Камаз-65115 выполняйте в следующем порядке:

1. Распломбируйте  автомобиль Камаз-65115 (пломбы расположены на ручках дверей кабины, ручках запоров форточек дверей, передней облицовочной панели кабины, вентиляционном люке кабины).

2. Удалите консервационную смазку с металлических деталей, снимите оклейку со стекол кабины, колпака воздухозаборника  системы  питания двигателя воздухом, с отверстия для указателя уровня масла в картере двигателя, газоотводящей трубки сапуна двигателя, конца выхлопной трубы, атмосферных трубок топливных баков, пароотводящей трубки расширительного бачка, дренажного отверстия на жидкостном насосе, окон генератора и звуковых сигналов, гнезд розеток, сапуна бачка насоса гидроусилителя рулевого механизма и насоса подъема кабины и запасного колеса, сапунов мостов и коробки передач, атмосферных выводов тормозных аппаратов: регулятора давления, двухсекционного тормозного крана, двухмагистрального перепускного клапана, четырехконтурного защитного клапана, ускорительного клапана, клапанов управления тормозными системами прицепа, кранов стояночной и вспомогательной тормозных систем.

3. Сухозаряженные аккумуляторные батареи приведите в рабочее состояние, для этого приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин, зарядите батареи. Приготовление элект­ролита, заливка его в аккумуляторы и зарядка батарей должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей.

4. Проверьте наличие тока в электрических цепях.

5. Проверьте наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла.

6. Пустите двигатель, прогрейте его и проверьте работу на разных режимах.

7. Проверьте работу механизма подъема и опускания кабины.

8. Проверьте работу механизма платформы.

9. Проведите контрольный пробег автомобиля Камаз-65115 на 20—25 км; во время пробега проверьте работу всех агрегатов и механизмов.

 

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ Камаз-65115 К ДВИЖЕНИЮ

 

Перед началом движения осмотрите автомобиль Камаз-65115 и проверьте:

-уровень масла в картере;

-уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

-наличие жидкости в бачке устройства для обмыва ветровых стекол, при необходимости, долейте;

-состояние тягово-сцепного устройства и шлангов соединения тормозной системы и гидросистемы прицепа;

-состояние колес и шин;

-состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);

-действие приборов освещения и световой сигнализации;

-работу стеклоочистителей;

-действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Перед пуском двигателя убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Все неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля Камаз-65115, должны быть устранены.

2. При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что автомобиль Камаз-65115 заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

3. Не прогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

4. Содержите в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.

5. В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель. Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.

6. Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.

7. Не открывайте пробку расширительного бачка перегретого двигателя, дайте двигателю остыть.

8. Помните, что охлаждающая жидкость ТОСОЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», применяемая в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращайтесь с ними осторожно.

9. Перед началом движения убедитесь, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.

10. При движении накатом на спусках не выключайте двигатель, так как при этом выключаются гидроусилитель рулевого механизма и компрессор пневмопривода тормозной системы автомобиля Камаз-65115.

11. Не допускайте эксплуатации автомобиля Камаз-65115 с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески.

12. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм реактивную штангу надо заменить.

13. Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. При каждом ТО-2 проверьте целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устраните негерметичность тракта.

14. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.

15. Не эксплуатируйте автомобиль Камаз-65115 с незакрепленным грузом.

16. Не эксплуатируйте автомобиль Камаз-65115 с установленным на платформу каркасом без тента.

17. Не эксплуатируйте прицеп с неприсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.

18. Не трогайте автомобиль Камаз-65115 с места, когда между автомобилем Камаз-65115 и прицепом находятся люди.

19. Не работайте под автомобилем Камаз-65115, если он поднят домкратом, без подставки.

20. Перед подъемом кабины затормозите автомобиль Камаз-65115 стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставьте в нейтральное положение, закройте двери кабины.

21. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положение ограничителя подъема кабины предохранительным крюком-защелкой или стопорной шпилькой, если на автомобиле Камаз-65115 установлен гидроподъёмник кабины.

22. После опускания кабины убедитесь в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки, надежно закройте правый и левый запоры кабины.

23. При проведении электросварочных работ на автомобиле Камаз-65115 должны быть отключены аккумуляторные батареи дистанционным выключателем и сняты провода с выводов "+" генератора и В, О щеткодержателя.

24. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

25. Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении, предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз.

26. Не разбирайте на автомобиле Камаз-65115 пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводите в мастерской с использованием специальных приспособлений.

27. При эксплуатации автомобиля Камаз-65115-самосвала:

-не допускайте движения самосвала с поднятой платформой;

-не нагружайте платформу, если она не опущена полностью;

-разгружайте платформу на твердой горизонтальной площадке, ссыпайте груз полностью. При появлении признаков потери боковой устойчивости прекратите разгрузку;

-не ускоряйте разгрузку резкими рывками автомобиля Камаз-65115;

-при работе под поднятой платформой обязательно застопорите её стопорными пальцами.

 

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

 

Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке:

1.Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач.

2.Утопите рукоятку останова двигателя.(см. рис. Кабина).

3.Нажмите педаль подачи топлива (см. рис. Кабина) до упора.

4.Включите аккумуляторные батареи автомобиля Камаз-65115, нажав кнопку включения аккумуляторных батарей (См. рис. Панель приборов), и тут же отпустите ее. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.

5.Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение.

6.После начала работы двигателя немедленно отпустите ключ выключателя стартера и педаль подачи топлива.

Не допускайте большой частоты вращения коленчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300—1600 мин-1 до температуры охлаждающей  жидкости 40°С. После этого можно начать движение. Если двигатель не начал работать, повторите пуск. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с.

Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность.

При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно.

Пуск двигателя с применением средств облегченияпуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля Камаз-65115 в холодный период времени».

Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении.

После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля Камаз-65115, нажав кнопку дистанционного выключателя.

 

УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ и раздаточной коробкой

 

Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач (см. рис. Кабина), расположенным справа от сиденья водителя.

Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении.

Педаль сцепления нажимайте резко и до конца. При выборе момента переключения передач ориентируйтесь по тахометру.

При переключении передач не доводите частоту вращения коленчатого вала до величины свыше номинальной (соответствующие значения приведены в технических характеристиках двигателей помодельно в разделе «Двигатель»).

Начало движения осуществляйте только с первой передачи (во избежании преждевременного выхода из строя сцепления).

Для коробки передач модели 152, 154:

Для быстрого разгона автомобиля Камаз-65115 на хорошей дороге переключайте передачи в последовательности: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В (см. рис. Схема переключения передач). В тяжелых дорожных условиях рекомендуется последовательность 1Н – 2Н – 3Н – 4Н – 4В – 5Н – 5В.

 

 

 

 

 

Для перехода с высшей «В» передачи на низшую «Н» и наоборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель управления делителем передач (на автомобиле Камаз-65115 с коробкой передачмодели 142 без делителя это не предусмотрено), а затем нажмите  и после небольшой (1с) выдержки отпустите педаль сцепления – передача включится автоматически.

Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установите переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажмите педаль сцепления и переключите рычаг.

 

 

 

 

 

Схема переключения передач в коробке модели ZF-9S109

 

С – пониженная передача.

 

Для коробок передач моделей 161 и ZF- 9S109:

Движение осуществляйте в последовательности: 1 – 2 – 3 – 4– 5 – 6 – 7– 8 (см. рис. Схема переключения передачв коробке модели 161 и Схема переключения передачв коробке модели ZF- 9S109).

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.

При включении высшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов в левом верхнем углу загорается контрольная лампочка (цвет-жёлтый).

При переводе рычага через положение «ä» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Пониженная передача С (в коробке передач модели ZF- 9S109) предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫМИ СИСТЕМАМИ

 

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля Камаз-65115 и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля Камаз-65115, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис. Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля Камаз-65115 и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Выключая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозные колодки на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля Камаз-65115 в случае выхода из строя рабочей тормозной  системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной  системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля Камаз-65115 и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.

При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

 

 

 

 

 

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое  растормаживание стояночной тормозной системы. При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль Камаз-65115 затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль Камаз-65115 можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль Камаз-65115 не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль Камаз-65115 не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания.

 

ПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКИРОВКОЙ МЕЖОСЕВОГО И МЕЖКОЛЕСНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

 

Перед троганием с места на скользком участке дороги заблокируйте межосевой дифференциал, а затем, при необходимости, и межколесный.

Блокировать дифференциал можно и при медленном равномерном движении, но только если автомобиль Камаз-65115 движется прямо и без пробуксовки колес задней тележки.

Включение и выключение блокировки выполняйте при выключенном сцеплении. При включении блокировки межосевого диференциала загорается лампа контрольного сигнала блокировки межосевого диференциала.(см.рис. Блок контрольных ламп раздел «Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы») и горит пока дифференциал заблокирован.

При включении блокировки межоколесного дифференциала вначале включите межосевую блокировку, а затем нажмите клавишу включения межколесной блокировки, при этом должны загореться две контрольные лампы включения межколесной блокировки ведущих мостов.

Включение блокировки разрешается только в условиях скользкой, грязной дороги.

Блокировку следует включать непосредственно перед скользким участком дороги. В момент пробуксовки одного из колес включение блокировки не разрешается. В этом случае необходимо выключить сцепление и включение блокировки произвести после остановки автомобиля Камаз-65115. Включение и выключение блокировки следует выполнять при отжатой педали сцепления.

При выезде на твердую сухую дорогу блокировку необходимо выключить, так как движение с включенной блокировкой может привести к поломке деталей главной передачи.

 

БУКСИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ Камаз-65115

 

При буксировании автомобиля Камаз-65115 с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле Камаз-65115 к крану экстренного растормаживания, расположенному на правом лонжероне, второй конец к клапану контрольного вывода в контуре управления пружинными энергоаккумуляторами или к любому клапану контрольного вывода в любом ресивере буксирующего автомобиля Камаз-65115.

Категорически запрещается буксировка автомобиля Камаз-65115 с неработающим двигателем без снятия промежуточного карданного вала во избежании задиров подшипников шестерен вторичного вала коробки передач.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ Камаз-65115-САМОСВАЛА

 

Автомобиль Камаз-65115-самосвал рекомендуется использовать для перевозки строительных грузов (плотностью 1500... 2000 кг/м3): песка, щебня, глины и т.п.

При эксплуатации соблюдайте следуюшие требования:

— нагружайте ковш объемом не более 2,5 м3;

— не грузите скальную породу кусками массой более 200…250 кг и размером сечения более 0,4 м.

В холодное время года допускается включение коробки отбора мощности за 5...10 мин до разгрузки, что позволит предварительно разогреть масло в гидросистеме.

Последовательность подъема платформы:

— убедитесь, что давление воздуха в пневмосистеме не ниже 490 кПа (5 кгс/см2);

 — нажмите педаль сцепления до упора;

 — нажмите и поверните ручку выключателя коробки отбора мощности (см. рис. Панель приборов) — при этом загорится сигнальная лампа, встроенная в ручку выключателя);

 — плавно отпустите педаль сцепления;

 — включите клавишный переключатель, расположенный на панели выключателей (см. рис. Панель приборов) в положение «подъем платформы»;

— регулируйте скорость подъема платформы плавным изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя;

— по окончании подъема переведите клавишный переключатель в нейтральное положение.

Последовательность опускания платформы:

— включите клавишный переключатель в положение «опускание платформы»;

— убедившись, что платформа опустилась, переведите клавишный переключатель в нейтральное положение;

 — нажмите педаль сцепления;

 — выключите коробку отбора мощности, нажав и повернув ручку выключателя (сигнальная лампа, встроенная в ручку, должна погаснуть);

 — плавно отпустите педаль сцепления. При необходимости остановки платформы в промежуточном положении при подъеме (опускании) переведите клавишный переключатель в нейтральное положение.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ Камаз-65115-ТЯГАЧА В СОСТАВЕ АВТОПОЕЗДА

 

При сцепке тягача с прицепом:

— затормозите прицеп стояночной тормозной системой;

— откройте замок буксирного крюка;

— установите дышло прицепа так, чтобы сцепная  петля  находилась на уровне буксирного крюка автомобиля Камаз-65115;

— осторожно подайте автомобиль Камаз-65115 назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;

— затормозить тягач стояночной тормозной системой;

— накиньте сцепную петлю на буксирный крюк и закройте замок;

— вставьте штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля Камаз-65115;

— соедините головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля Камаз-65115;

при наличии гидровыводов для работы самосвального прицепа снимите заглушки с запорных устройств маслопроводов и соедините запорные устройства тягача и прицепа между собой накидной гайкой, затем заглушку тягача соедините с заглушкой прицепа;

— растормозите стояночную тормозную систему прицепа.

При расцепке тягача с прицепом:

— затормозите прицеп стояночной тормозной системой;

— отсоедините штепсельную вилку от розетки тягача и вставьте в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. После отключения вилки убедитесь в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;

— разомкните соединительные головки шлангов тормозной системы и укрепите их на кронштейнах дышла;

— откройте замок буксирного крюка;

при наличии гидровыводов для работы самосвального прицепаразъедините гидравлические запорные устройства тягача и прицепа, отвернув гайку, разъедините заглушки и закройте ими запорные устройства;

— снимите сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля Камаз-65115.